Обзор требований использования современных дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении
Современные дистанционные образовательные технологии позволяют вести учебный процесс через Интернет, посредством Системы дистанционного обучения (СДО) и электронных образовательных программ (ЭОП) с обязательным соблюдением действующего законодательства, требований Минобрнауки РФ, международных стандартов SCORM и положений Болонского протокола (подписан РФ).
Эффективное использование дистанционных образовательных технологий определяется системой факторов:
- Качественный современный сайт ОУ (ключевой элемент маркетинга и привлечения учащихся). Требования к официальным сайтам образовательных учреждений;
- Многофункциональная система дистанционного обучения;
- Актуальные, востребованные на рынке ЭОП.
СДО должна включать следующие функции:
- Регистрация и ведение базы данных учащихся;
- Создание ЭОП;
- Организация и ведение дистанционного образовательного процесса;
- Поддержка средств коммуникации между преподавателями и учащимися: форум, чат, Интернет-конференции и др;
- Электронное тестирование;
- и др.
Сравнительная характеристика систем дистанционного обучения
Для обеспечения качества дистанционного обучения ЭОП обязаны соответствовать требованиям:
- Актуальность – постоянное обновление, поддержание ЭОП в соответствии с изменениями в законодательстве, в том числе с правовыми нормами, регулирующими применение ДОТ и т.д.; Пакеты юридических и организационных документов
- Полнота – ЭОП должны содержать все вопросы, которые необходимо знать учащимся;
- Удобство обучения – ЭОП должны быть простыми для усвоения, требовать минимальных временных затрат для обучения, а также должны быть мультиплатформенными, разработанными на основе общепринятых международных стандартов SCORM;
- Практическая направленность - ЭОП должны быть ориентированы на решение проблем, с которыми специалист сталкивается в своей повседневной деятельности;
- Индивидуальный подход – учащийся должен иметь возможность изучать только те модули, по которым он имеет недостаточные знания. Для этого должна быть предусмотрена процедура предварительной аттестации.
Преимущества для образовательного учреждения:
- Информационные технологии позволяют автоматизировать учебный процесс, в результате нагрузка на преподавателя снижается, и один преподаватель может вести одновременно обучение нескольких сотен слушателей, что при очном обучении невозможно.
- Индивидуальный подход к каждому слушателю. Благодаря развитым средствам электронного общения между слушателем и преподавателем (электронная почта, форум, чат, классная доска) каждый слушатель может задать вопрос преподавателю, получить развернутый и полный ответ. Как правило, при очном обучении преподаватель не имеет возможности уделить достаточно внимания каждому слушателю из-за ограничения времени.
- Высокое качество обучения, благодаря использованию интерактивных практикумов, различных форм тестирования. В результате слушатель оказывается максимально вовлеченным в учебный процесс. Он всегда может проверить уровень усвоения материала, пройдя соответствующие тесты, узнать – какой материал недостаточно усвоен, на какие вопросы следует обратить внимание.
- Максимальная наглядность учебных материалов. Автор дистанционных курсов может выбирать средства, которые помогут ему максимально доступно и наглядно представить учебный материал: видеофрагменты, мультимедиа, интерактивные практикумы и т.д.
- Актуальность ЭОП. Благодаря информационным технологиям учебные материалы могут быть максимально оперативно обновлены в соответствии с изменениями в законодательстве и т.д. Таким образом, слушатель всегда получает только актуальную информацию. Такая оперативность модернизации учебных материалов недостижима при очном обучении.
- Объективность оценки знаний слушателей. При дистанционном обучении определяются четкие критерии оценки, при этом оценка знаний слушателя может проходить в автоматическом режиме, без участия преподавателя. Это исключает предвзятость и необъективность оценки.
- Дистанционное обучение может быть легко совмещено с очным обучением. Например, слушатель изучает курс дистанционно, а итоговый тест сдает очно.
- Дистанционное обучение предоставляет широкие возможности по поддержке слушателей после окончания обучения. Это очень актуально, так как, во-первых, информация быстро устаревает, а, во-вторых, после обучения у слушателей возникают вопросы по практическому применению полученных знаний в повседневной работе. Решение этих вопросов возможно с помощью электронной рассылки актуальной информации, дистанционных консультаций с преподавателем и т.д.
На федеральном уровне активную работу по распространению дистанционных образовательных технологий ведет Совет по дистанционным образовательным технологиям при Министерстве образования и науки РФ.
По вопросам cотрудничества обращайтесь:
Генеральный директор компании "Информация и технологии",
Член Совета по дистанционным образовательным технологиям при Министерстве образования и науки РФ,
д.э.н., профессор
Александр Валентинович Санакин
Тел. моб.: (495) 741-19-91
Директор компании "Инфотехно",
к.э.н.,
Юрий Валерьевич Вальтер
E-mail: walter@infotechno.ru
Тел: (495) 748-15-17
Моб. +7-923-243-66-95
|