Инновационные технологии
по получению сверхурожая
и прибыли при возделывании
сои, люпина, гороха, нута
и др. культур:












 

Меры поддержки экспорта продукции предприятий АПК

Петр Михайлович Фрадков
В настоящее время в Российской Федерации сложилась система государственной поддержки экспорта, включающая гарантийно-кредитную поддержку, услуги по страхованию экспортных кредитов и российских инвестиций за рубежом, комплексную поддержку экспорториентированных предприятий, информационно-консультационную поддержку экспорта российской продукции агропромышленного комплекса (далее – АПК), которую оказывают торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, ассоциации экспортеров, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский экспортный центр.
 
АО «РЭЦ» в рамках информационно-консультационной поддержки экспорта продукции предприятий АПК осуществляет следующие мероприятия:
  • создание и поддержание реестра экспортеров и экспортоориентированных предприятий АПК;
  • ежегодное проведение Минсельхозом России специализированного экспортного форума совместно с АО «Российский экспортный центр» и ассоциациями экспортеров;
  • создание системы поддержки сертификации продукции российского АПК на внешних рынках;
  • продвижение брендов продукции российского АПК на зарубежные рынки, включая содействие в правовой защите торговых марок;
  • обеспечение регистрации российских экспортеров в зарубежных органах по сертификации и контролю качества продукции;
  • содействие участию российских сельхозтоваропроизводителей и экспортеров в зарубежных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях;
  • организация бизнес-миссий и мероприятий по продвижению отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия на рынки зарубежных стран.
Эта поддержка осуществляется в формах содействия:
  • в участии в зарубежных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях;
  • в участии в отраслевых бизнес-миссиях с использованием механизма государственного софинансирования;
  • в поддержке экспортных проектов по реализации продукции (предоставление экспортерам информации о действующих инструментах и мерах поддержки экспорта продукции АПК);
  • в продвижении продукции через торговых представителей АО «РЭЦ» в зарубежных странах;
  • в обсуждении вопросов доступа продукции на зарубежные рынки в ходе двусторонних переговоров;
  • в привлечении заинтересованных компаний с целью продвижения продукции к участию в межправительственных комиссиях и рабочих группах по торгово-экономическому сотрудничеству.
В настоящее время АО «РЭЦ» принимает активное участие в реализации приоритетного проекта Правительства Российской Федерации «Экспорт продукции АПК», функциональным заказчиком которое является Минсельхоз России. В рамках реализации паспорта приоритетного проекта за АО «РЭЦ» закреплены мероприятия по созданию пилотных центров консультационной поддержки по вопросам экспорта продукции АПК, по разработке программы развития компетенций экспортеров в области экспорта продукции АПК.
 
Наиболее эффективным механизмом для решения задачи положительного имиджа продукции и повышения уровня привлекательности российских продуктов питания и сельскохозяйственной продукции на внешних рынках представляется обеспечение участия российских производителей продукции АПК в ярмарках, выставках и целевых мероприятиях, а также разработка единого общероссийского бренда «Сделано в России» с дополнительной разработкой региональных суббрендов (защищенных наименований места происхождения). Данная работа проводится в рамках реализации приоритетного проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта». Также в рамках этого проекта предполагается выделение субсидий АО «Российский экспортный центр» на цели субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам, предоставляемых коммерческим банкам, в том числе с учетом продукции агропромышленного комплекса.
 
Кроме того, предусмотрены субсидии АО «Российский экспортный центр» на финансирование части затрат, связанных с продвижением высокотехнологичной и инновационной продукции и иной экспортной продукции и услуг на внешние рынки, в том числе продукции АПК. В рамках данного направления к финансированию части затрат предлагается участие компаний в крупных агропромышленных выставках.
 
Также сейчас мы запускаем механизм финансирования затрат, связанных с продвижением продукции АПК на внешние рынки, через создание и управление шоу-румами (постоянно действующими демонстрационно-дегустационными павильонами российской продукции пищевой промышленности в зарубежных странах), а также организацию и проведение мероприятий на территории Российской Федерации по продвижению на внешние рынки продукции АПК, состоящих из деловых и дегустационных мероприятий для целевых зарубежных потребителей и покупателей российской продукции.
 
Предусмотренные мероприятия позволят облегчить (упростить) доступ российских экспортеров продукции АПК на внешние рынки, повысить их конкурентоспособность и тем самым стимулировать продажи российской продукции АПК на зарубежных рынках, способствуя росту объемов несырьевого экспорта.
 
В ближайшие планы работы РЭЦ совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации входит подготовка и реализация мероприятий по развитию экспортной кооперации малых и средних сельхозроизводителей в нишевых сегментах продукции агропромышленного комплекса с высокой маржинальностью, формированию механизмов субсидирования региональной инфраструктуры, включая консигнационные центры и иные элементы экспортной логистики.
 
 
Генеральный директор Российского экспортного центра,
Первый заместитель Председателя Внешэкономбанка – член Правления,
кандидат экономических наук
Петр Михайлович Фрадков