Для того, чтобы задавать
вопросы докладчикам,
изучать ответы на вопросы,
получать информационные рассылки
Российского Соевого Союза
необходимо зарегистрироваться
на Интернет-конференции









 

Необходимость применения в АПК современных информационных технологий

В настоявшее время возникла острая необходимость использования современных информационных технологий для развития АПК России.
 
Задача
Развитие АПК – одна из приоритетных задач РФ, связанная с активным внедрением современных технологий, применением последних достижений науки и техники.
Использование информационных технологий для модернизации АПК России позволит эффективно и в кратчайшие сроки:
  • внедрить новые технологии в земледелии и животноводстве;
  • оснастить АПК новой современной техникой;
  • добиться экономии финансовых средств бюджетов всех уровней;
  • повысить управляемость отрасли.
Предпосылки внедрения информационных технологий в АПК.
  • наличие Интернета, компьютерной техники и программного обеспечения в сельских районах;
  • важность Интернета для социального развития села – обучение молодежи, доступ к информационным ресурсам;
  • повышение информационной и компьютерной грамотности сельского населения благодаря распространению компьютерной техники, мобильной связи и т.д.
Вывод: несмотря на фактическое отставание села по использованию современных информационных технологий, можно констатировать готовность сельского населения к их внедрению.
 
Комплексный подход.
Наряду с решением других задач информатизации АПК, ключевым фактором развития АПК  является создание специализированного информационного ресурса - Интернет-Портала (далее Портала). Этот Портал позволит в комплексе решать основные задачи информатизации АПК, в рамках следующих составляющих:
  • Единый реестр предприятий АПК.
    • Объективная, достоверная, актуальная информация,
    • Охват всех регионов страны.
  • Единый электронный реестр профессионалов АПК.
  • Система дистанционного обучения.
    • Повышение квалификации и профессиональная переподготовка руководителей и специалистов АПК на местах.
    • Обучение сельских школьников, молодежи, профпереподготовка безработных и т.д.
  • Социальная сеть АПК.
    • Участники сети: чиновники, ответственные за АПК на местах, руководители предприятий АПК и смежных отраслей, специалисты, представители общественности.
    • Эффективные коммуникации, учет интересов сторон и выработка общих решений.
  • Пропаганда АПК.
    • активное привлечение молодых специалистов в АПК,
    • повышение престижа села,
    • решение социальных проблем, в том числе безработицы на селе.
  • Привлечение инвесторов в АПК.
Дополнительный социальный эффект может быть получен по следующим направлениям информатизации:
  • Здравоохранение. Дистанционные консультации для сельских врачей, повышение квалификации, обеспечение актуальной современной медицинской информацией.
  • Юридическое консультирование сельских жителей посредством дистанционных технологий – вопросы социальной защиты и др.
Аналогичные Порталы с успехом реализуются за рубежом, что дает положительные результаты.
 
Отдельные направления информатизации АПК
 
Блок 1. Дистанционное обучение:
  • Разработка и внедрение систем дистанционного обучения,
  • Создание электронных учебных курсов,
  • Повышение квалификации и профпереподготовка,
  • Тестирование и аккредитация.
Блок 2. Электронная система Интернет-конференций.
  • Проведение Интернет-конференций в различных форматах: текстовый, видео.
Блок 3. b2b-порталы
  • Электронные торговые площадки по продаже оборудования, товаров, услуг.
Блок 1. Дистанционное обучение
 
Преимущества дистанционного обучения:
Дистанционные образовательные технологии возможно использовать как в рамках традиционного обучения, так и в рамках повышения квалификации и профессиональной подготовки, а так же для проверок знаний в виде тестирования.
  • Возможность обучаться независимо от географического местоположения и удаленности от образовательного учреждения. Этот фактор особенно актуален для России.
  • Возможность обучаться без отрыва от основной деятельности. Для слушателя это означает, что у него не будет дополнительных временных и финансовых затрат, связанных с проездом на место обучения и обратно, проживанием на месте обучения. Для образовательного учреждения выгодно, что преподавателям нет необходимости постоянно выезжать в удаленные филиалы для чтения материалов, которые слушатели могут изучить дистанционно.
  • Обучение по индивидуальному графику. Слушатель самостоятельно выбирает, как эффективно распределить свое время, чтобы обучение было максимально комфортным.
  • Информационные технологии позволяют автоматизировать учебный процесс, в результате нагрузка на преподавателя снижается, и один преподаватель может вести одновременно обучение нескольких сотен слушателей, что при очном обучении невозможно.
  • Индивидуальный подход к каждому слушателю. Благодаря развитым средствам электронного общения между слушателем и преподавателем (электронная почта, форум, чат, классная доска) каждый слушатель может задать вопрос преподавателю, получить развернутый и полный ответ. Как правило, при очном обучении преподаватель не имеет возможности уделить достаточно внимания каждому слушателю из-за ограничения времени.
  • Высокое качество обучения, благодаря использованию интерактивных практикумов, различных форм тестирования. В результате слушатель оказывается максимально вовлеченным в учебный процесс. Он всегда может проверить уровень усвоения материала, пройдя соответствующие тесты, узнать – какой материал недостаточно усвоен, на какие вопросы следует обратить внимание.
  • Максимальная наглядность учебных материалов. Автор дистанционных курсов может выбирать средства, которые помогут ему максимально доступно и наглядно представить учебный материал: видеофрагменты, мультимедиа, интерактивные практикумы и т.д.
  • Актуальность электронных учебных курсов. Благодаря информационным технологиям учебные материалы могут быть максимально оперативно обновлены в соответствии с изменениями в законодательстве и т.д. Таким образом, слушатель всегда получает только актуальную информацию. Такая оперативность модернизации учебных материалов недостижима при очном обучении.
  • Объективность оценки знаний слушателей. При дистанционном обучении определяются четкие критерии оценки, при этом оценка знаний слушателя может проходить в автоматическом режиме, без участия преподавателя. Это исключает предвзятость и необъективность оценки.
  • Дистанционное обучение может быть легко совмещено с очным обучением. Например, слушатель изучает курс дистанционно, а итоговый тест сдает очно.
  • Дистанционное обучение предоставляет широкие возможности по поддержке слушателей после окончания обучения. Это очень актуально, так как, во-первых, информация быстро устаревает, а, во-вторых, после обучения у слушателей возникают вопросы по практическому применению полученных знаний в повседневной работе. Решение этих вопросов возможно с помощью электронной рассылки актуальной информации, дистанционных консультаций с преподавателем и т.д.
Принципиальные требования к функциональности современной системы дистанционного обучения:
  • система поддерживает полный цикл обучения от подачи заявки на обучение, подписание договора, оплаты, контроля учебного процесса до выдачи документа об образовании,
  • система ориентирована на довузовское образование, повышение квалификации и профпереподготовку и высшее образование,
  • в системе поддерживается ведение документооборота и управление оплатой курсов, а также дополнительных услуг, связанных с обучением (доставка учебной литературы, электронных носителей и др.),
  • удобство для слушателя: индивидуальный график обучения и оплаты. Возможность оплаты с помощью электронных расчетных карт,
  • гибкая система создания и управления курсами. Настройка процесса обучения,
  • учебные материалы: текстовая информация, графическая информация, мультимедиа. По каждому курсу глоссарий, справочные материалы,
  • система контроля знаний: разнообразные типы вопросов в тестах, контрольные работы, обсуждение на форумах, чатах, с помощью классной доски. Контроль слушателей посредством журнала посещений,
  • контроль сотрудников системы со стороны администратора. Журналы посещений, ведение логов,
  • сайт системы – эффективный инструмент привлечения слушателей и  маркетингового анализа: опросы, форумы на сайте, новости, подписка на новости. Гибкая система управления контентом, с учетом алгоритмов поисковых систем,
  • форматы учебно-методических материалов системы совместимы с форматами других систем дистанционного обучения. Поддерживается функция экспорта-импорта материалов. Поддержка международного стандарта SCORM.
Социальная значимость дистанционного обучения на примере обучения сельских школьников.
Задачи:
  • доступность качественного обучения для всех школ (решение проблемы нехватки квалифицированных учителей в сельских и части городских школ),
  • изучение непрофильных предметов,
  • профильное обучение,
  • дистанционная подготовка к ЕГЭ,
  • обучение одаренных детей,
  • дистанционное обучение детей-инвалидов,
  • дистанционное обучение детей, которые на период болезни не могут посещать школу (также актуально в периоды эпидемий),
  • проведение дистанционных конкурсов и олимпиад,
  • обучение детей-спортсменов и др. (на период подготовки и участия в соревнованиях).
Блок 2. Электронная система Интернет-конференций
 
Преимущества проведения конференций в среде Интернет:
  • Формат мероприятия настраивается для решения различных задач: закрытый формат - читать доклады и участвовать в дискуссии смогут только участники, а не сторонние посетители; открытый – все посетители имеют доступ к чтению докладов и дискуссии, видеоформат – участники при наличии оборудования могут видеть и слышать друг друга;
  • Массовость - охват аудитории независимо от географической удаленности;
  • Доступность – участнику достаточно иметь компьютер с выходом в Интернет: не нужно специальное оборудование, отсутствуют повышенные требования к каналам связи; возможность участия в Интернет-мероприятии со своего рабочего места, автоматическая запись сообщений всех участников позволяет легко ориентироваться в ходе мероприятия;
  • Экономия финансовых средств и времени в условиях финансового кризиса - формат Интернет-мероприятия позволяет добиться существенной экономии (до 800%) общих затрат (проводящей стороны и участников), связанных с проведением мероприятия. Расчеты показывают, что накладные расходы на участие в мероприятиях традиционного (очного) формата (затраты на дорогу к месту проведения и обратно, проживание в другом городе и т.д.) во много раз превышают непосредственно стоимость участия;
  • Продолжительность мероприятия – неограничена. Участники получают возможность тщательно обсудить все актуальные вопросы, принять необходимые решения;
  • Возможность проведения мероприятия на непрерывном режиме - участник вносит абонентскую плату и может принимать участие в постоянно действующем мероприятии.
Описание проведения Интернет-конференции (далее ИК)
 
Интернет-конференция (далее ИК) проводится в течение 20-30 дней по 24 часа.
ИК состоит из трех частей:
Часть 1. Предварительная: публикация докладов, сбор вопросов от участников, подготовка ответов докладчиками, публикация ответов. Продолжительность – 10-15 дней по 24 часа.
Часть 2. Он-лайн обсуждение докладов, дискуссии. Продолжительность – в 1 день 4-5 часов.
Часть 3. Ответы на вопросы, поставленные в рамках дискуссий, публикация ответов на сайте, подготовка отчета, пресс-релиза. Продолжительность – 10-15 дней по 24 часа.
Технические возможности позволяют одновременно участвовать в ИК – до 1 млн. человек.
Проведение ИК в течение 20-30 дней позволит участникам обстоятельно ознакомиться с материалами конференции, подготовить вопросы и изучить ответы. ИК проводится круглосуточно, что позволяет каждому участнику работать на конференции в удобное для него время и в удобном месте – независимо от часового пояса и удаленности региона (например: Калининград, Челябинск, Южно-Сахалинск). Докладчики получают возможность для тщательной подготовки ответов на вопросы – от 10 до 15 дней.
Для участия в ИК необходим только компьютер с выходом в Интернет, дополнительные требования к оборудованию и каналу связи отсутствуют. ИК будет проходить в текстовом формате (при необходимости может проводиться видеотрансляция): чтобы в ИК смогло принять участие максимальное количество участников, независимо от их территориальной удаленности и уровня технического оснащения. Участие в ИК требует только самых минимальных навыков работы на компьютере. Любой человек, не имея опыта, может легко принять полноценное участие в ИК.
 
Блок 3. b2b-порталы
 
B2b-портал направлен на решение задач:
  • позволяет снизить издержки за счет внедрения современных Интернет-технологий и оптимизации бизнес-схем,
  • дает возможность наладить долгосрочные отношения между покупателями и поставщиками на взаимовыгодных условиях,
  • упрощает проведение взаимозачетов на основе электронной торговой площадки: автоматически выстраивает длинные линейки по бартерным операциям; организует прямые и длинные линейки по сделкам,
  • предоставляет возможность использовать финансово-сберегающие технологии (снижение затрат) позволяет участвовать в государственных конкурсах, в том числе через посредников.
Основные компоненты b2b-портала:
  1. торговая площадка
  2. витрины предприятий (каталог предприятий)
Преимущества электронной торговой площадки по продаже оборудования, товаров, услуг:
  • снижение издержек за счет внедрения современных Интернет-технологий и оптимизации бизнес-схем,
  • возможность наладить долгосрочные отношения между покупателями и поставщиками на взаимовыгодных условиях,
  • упрощает проведение взаимозачетов на основе электронной торговой площадки: автоматически выстраивает длинные линейки по бартерным операциям; организует прямые и длинные линейки по сделкам,
  • предоставляет возможность использовать финансово-сберегающие технологии (снижение затрат) позволяет участвовать в государственных конкурсах, в том числе через посредников.
Электронная торговая площадка может иметь следующие компоненты:
  • торговая площадка (в том числе бартер),
  • каталог предприятий,
  • образование, консалтинг,
  • размещение рекламы,
  • Интернет-коммуникации: конференции, совещания, семинары, презентации, консультации (открытые и закрытые),
  • новости,
  • отраслевые обзоры,
  • форум,
  • законодательство – нормативная база по коммерческим составляющим портала.
Требования к Торговой площадке (далее ТП)
 
-  Полнота, понятность и наглядность информации;
-  Простота работы на ТП;
-  Быстрота загрузки страниц;
-  Интерактивность (заказы, запросы, обсуждение, анкеты, договоры);
-  Единый дизайн и интерфейс для всех отраслей;
-  Возможность расширения ТП (новые товары, новые отрасли).
 
Принципы работы ТП
 
-  Актуальность и достоверность информации;
-  Открытость информации;
-  Оперативность взаимодействия с клиентами;
-  Обеспечение привлекательных цен;
-  Техническая надежность ТП;
-  Контроль над ходом сделки;
-  Автоматизация обслуживания ТП.
 
2. Витрины предприятий
 
Витрины предприятий (Каталог) – база данных предприятий, включающая многоуровневый отраслевой классификатор, карточки с информацией о предприятиях (Клиентах), сайты-визитки Клиентов, систему поиска.
 
Требования к Каталогу
-  Простота работы, удобная навигация;
-  Настраиваемая система поиска (обычный и расширенный поиск);
-  Быстрота загрузки страниц;
-  Возможность расширения и модернизации классификатора (добавление новых отраслей, изменение связей внутри классификатора);
-  Возможность Клиентам самостоятельно корректировать данные в карточке и сайте-визитке (при контроле со стороны специалистов Портала);
-  Соблюдение баланса между полнотой информации о Клиентах и удобством работы с ней для посетителей Портала;
-  Стандартная структура отображения информации в карточках и визитках Клиентов;
-  Явные преимущества сайта-визитки по сравнению с карточкой;
-  Максимальная автоматизация разработки сайта-визитки.
 
2.3. Принципы работы Каталога
-  Актуальность и достоверность информации;
-  Открытость информации;
-  Оперативность взаимодействия с Клиентами;
-  Обеспечение привлекательных цен на размещение в Каталоге;
-  Техническая надежность Каталога;
-  Автоматизация обслуживания Каталога.
 
 
Руководитель аналитического отдела Российского Соевого Союза,
Медиатор Интернет-конференции,
Директор компании "Информация и технологии",
к.э.н.
Юрий Валерьевич Вальтер